В России начала работу Сеть детских ботанических садов
В России начала работу Сеть детских ботанических садов
В целях сохранения, изучения и обогащения генофонда растений природной и культурной флоры, рационального использования растительных ресурсов, проведения образовательной и научно-просветительской работы в области ботаники и охраны растительного мира, повышения уровня естественнонаучной грамотности и экологической культуры подрастающего поколения Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (инновационной площадки РАО) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создана Сеть детских ботанических садов Российской Федерации.
Детский ботанический сад – это качественно новый доступный формат образовательной инфраструктуры, который способен обеспечить реализацию программ практически всех направленностей дополнительного образования детей.
Каждый детский ботанический сад содержит, пополняет и развивает коллекционный, экспериментальный и экспозиционный фонды живых растений в открытом грунте и в оранжереях, обменные фонды живых растений, семян. Коллекционные фонды ботанического сада являются основой его научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности.
Детский ботанический сад обязан следовать современным экологическим трендам, способствующим созданию более благоприятной экологической среды и сохранению природных ресурсов: бережно относиться и экономить воду, электричество, тепловую энергию, по возможности перерабатывать и вторично использовать на месте органические остатки, привлекать и создавать условия для обитания животных, в том числе для гнездования птиц, сохранять имеющиеся и создавать искусственные места обитания для полезных насекомых, контролировать инвазивные и адвентивные виды растений, обеспечивать максимальное задержание и впитывание осадков, минимизировать запечатывание поверхностей и сброс воды в ливневую канализацию.
Изначально предполагалось включать в состав Сети только учреждения дополнительного образования детей. Но, в связи с востребованностью данного формата, но из-за высокого интереса школ и организаций дошкольного образования была предоставлена возможность вступления в члены Сети организациям данных типов.
В реестр Сети вошла 271 образовательная организация из 68 субъектов Российской Федерации. Следует отметить регионы, которые заявили о наличии более 10 детских ботанических садов:
· Московская область (21),
· Республика Башкортостан (20),
· Калининградская область (18),
· Воронежская область (14),
· Республика Тыва (13),
· Республика Дагестан (12),
· Краснодарский край (12),
· Республика Мордовия (11).
Специалистами ФГБОУ ДО ФЦДО разработаны материалы:
Положение о Сети,
дорожная карта развития Сети на период до 2030 года,
примерное положение о детском ботаническом саде.
Дорожной картой развития Сети детских ботанических садов Российской Федерации предусмотрены:
- разработка научно-методических и образовательных продуктов
- обучение педагогов;
- обучение школьников;
- проведение профориентационных школ, стажировок для обучающихся;
- подготовка научно-исследовательских работ школьниками под руководством академических и университетских ученых;
- формирование общедоступной электронной библиотеки по проблематике деятельности детских ботанических садов;
- организация обмена коллекционными фондами между членами Сети;
- публикация научных результатов, полученных при участии школьников;
- тиражирование образовательных программ и опыта проведения профориентационных смен на федеральную сеть Экостанций
Мы приглашаем образовательные организации, имеющие земельные участки и коллекции живых растений, стать членами Сети детских ботанических садов Российской Федерации.
Контактное лицо по вопросам сотрудничества и вступления в Сеть - Панин Алексей Владимирович, к.б.н., руководитель координационной группы Сети, тел: 8(903)-386-61-23, электронная почта: panin@fedcdo.ru